Contents
«Человек на электромотоцикле сбил меня и просто оставил. А мне говорят, это не ДТП». Происшествие с СПМ в Минске «Человек на электромотоцикле сбил меня и просто оставил. А мне говорят, это не ДТП». Происшествие с СПМ в Минске
Один ехал на велосипеде, другой — на чем-то, напоминающем электромотоцикл. Оба двигались по проезжей части в одном направлении. Они столкнулись, в результате чего велосипедист на неделю попал в больницу. А другой участник уехал, его пока не нашли. По ситуации на данный момент, такое происшествие — не ДТП. То, что очень напоминает электромотоцикл, регистрацию в ГАИ не проходило. Установить владельца — проблема. И ведь такого транспорта вокруг нас уже много.
«Получаю сзади сильнейший удар»
— Добрый день, — Сергей улыбается и, прихрамывая, медленно идет нам навстречу. — Вот так я теперь передвигаюсь, а ведь еще недавно бегал как молодой.
— 21 августа я поставил машину в гараж, расположенный по улице Казинца, 127. Сел на велосипед и поехал по местному проезду, по правой стороне. Это не что иное, как проезжая часть: если там включить навигатор, то разрешенная скорость, которую он покажет, будет 20 км/ч, — говорит Сергей.
— Впереди, у правого края проезжей части, стоял автомобильный прицеп: обыкновенный, типа «Зубренка». Я начинаю его объезжать и в этот момент получаю сзади сильнейший удар! Падаю с велосипеда, теряю сознание, — рассказывает собеседник. — Соответственно, я не помню, куда меня ударили, чем меня ударили. Помню только, что я лежал на траве: мужчина поднял меня с дороги, перетащил на траву, где я понемногу стал приходить в себя.
Мужчина, о котором идет речь, — водитель некоего транспортного средства на электротяге. Самокат — не самокат, с виду больше похож на электромотоцикл.
— Помню, что я смог подняться на ноги. Затем сфотографировал этого человека, получилось со спины. Я пытался сделать нормальный снимок, но мужчина отвернулся, а мне уже было не до того. Зато его мотоцикл получилось сфотографировать нормально, — Сергей предоставил нам фотографии.
«Не мальчик какой-то»
Вернемся к человеку, который управлял электротранспортом.
— На вид ему лет 50 или чуть больше — не мальчик какой-то. Я думаю, что он ехал со скоростью по меньшей мере 60—70 км/ч, — вспоминает собеседник. — Для меня и сейчас остаются загадкой действия этого человека. Он же понимал, что случилось, видел мое состояние, видел кровь. И он просто оставил меня. Дал какую-то тряпку, чтобы я приложил к ранам. Эта тряпка до сих пор лежит у грузовика под колесом. А человек этот уехал. Нужно было как минимум вызвать скорую помощь, сразу, что бы там ни было.
Неделя на больничной койке
Теперь о последствиях этого происшествия для Сергея.
— Было так: у меня сбито плечо, сбит локоть, из головы течет кровь — я еле в сознании. Он поэтому меня и оставил, потому что понял, что дело пахнет керосином. Ну а я в таком состоянии тоже слабо соображал: встал, взял велосипед и пошел домой. Кое-как доковылял, дома перекисью обработали локоть, голову, остановили кровь. И вот я лежу на диване, и вдруг меня накрывает — сильнейшее головокружение. Жена говорит: «Так дело не пойдет, вызываем скорую помощь», — рассказывает мужчина.
— Прилетает скорая: больше мне ходить уже не дали. На носилках спустили вниз, привезли в больницу. Там — в палату, лежачий режим, потом отправили на КТ. Определили сотрясение мозга, но легкой степени, черепно-мозговую травму. В результате меня поместили в травматологическое отделение. Затем было еще одно КТ — тазобедренного сустава. На тележке туда, на тележке обратно. На следующий день пришел травматолог и говорит: «Вы лежите ровненько, у вас трещина в тазу». Ходить нельзя, постельный режим, больничная утка со всеми последствиями, — вздыхает собеседник.
В выписном эпикризе, который выдали Сергею, среди прочего указан краевой перелом лонной кости слева в проекции передней части вертлужной впадины. Но сам мужчина говорит именно о трещине.
— В больнице я провел семь дней. В конце концов просто попросил, чтобы меня отправили домой. В справке описали мои травмы, указали, что у меня повреждения средней тяжести. С этим я и ушел, — говорит мужчина.
«Мне говорят, это не ДТП»
— Когда я лежал первый день в больнице, ко мне пришел следователь, насколько я понял. Мне объяснили, что этот электромотоцикл — это средство персональной мобильности. Следователь сказал, что раз меня сбило СПМ, то это происшествие не считается ДТП, материалы передаются в райотдел милиции. Ну хорошо. С меня взяли заявление, в котором я написал, что прошу провести расследование и привлечь виновника к ответственности. Стал звонить участковый: что да как. Этим все и ограничилось. Как кажется, на место происшествия никто не ездил, меня никуда не вызывали, ко мне никто не приходил, — делится своими мыслями собеседник.
В действующей редакции Правил дорожного движения (именно в действующей — это важно, так как в обозримом будущем все может серьезно измениться, об этом еще поговорим) дано определение средства персональной мобильности (п. 2.60-1) — устройство или приспособление, не являющиеся транспортными средствами, приводимые в движение двигателем и предназначенные для индивидуального или совместного (в случае наличия специально оборудованных мест для сидения) использования пешеходами (электросамокат, гироскутер, сегвей, моноколесо и прочее).
Одновременно с этим приведем определение мотоцикла (п. 2.28) — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом 50 куб. см и более (в случае двигателя внутреннего сгорания) или максимальная конструктивная скорость которого (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства с приводами управления мотоциклетного типа, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 550 кг (без учета массы аккумуляторов электрических транспортных средств) и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.
Дорожно-транспортное происшествие (п. 2.18) — происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица.
Механическое транспортное средство (п. 2.26) — транспортное средство, приводимое в движение двигателем.
Мотоцикл — механическое транспортное средство, а велосипед — нет. И средство персональной мобильности в настоящий момент не относится к механическим транспортным средствам.
Соответственно, если мы говорим о столкновении велосипедиста и человека, управляющего СПМ, то это не соответствует определению ДТП, которое дано в действующей редакции Правил дорожного движения.
— Когда после случившегося прошло 20 дней, я смог с палочкой добраться до своего участкового, — продолжает Сергей. — Я сам бывший инженер по безопасности дорожного движения, выпускник политеха по специальности «Организация и безопасность дорожного движения». Меня по большому счету готовили на работника Государственной автоинспекции. Я не понимаю, как такое возможно. Техника — 1500 Вт, максимальная скорость — 90 км/ч. Как это может считаться каким-то самокатом? В моем понимании это электромотоцикл. Я ехал на велосипеде — я водитель. Почему это не ДТП?
— Тогда окажется, что никто не виноват: я просто так провалялся в больнице семь дней, — мужчина пожимает плечами. — Я не кровожадный, мне лично этот человек не нужен. Каждый будет сам отвечать за свои поступки. Наверное, я тоже таким образом отвечаю за свои. Но то, что он меня бросил, — этого я понять не могу. Испугался? Или не совсем в адекватном состоянии был и поэтому убежал? Я этого не понимаю. Нужно было остаться.
Сергей помолчал и негромко добавил (как бы мысли вслух):
— Мне 67 лет. А если бы он меня убил? Вот он меня сбил, уехал, а я бы пошел домой — и не дошел. Упал, потерял сознание — и не очнулся. Его бы тоже не нашли?
— А как сейчас самочувствие?
— Да как… Могу ходить без палки, но небыстро, с трудом: внутри все болит. Проблема именно с этой трещиной в тазу, потому что с головой вроде уже полегче. Лечение простое: покой. Корсет не надевают, дырки никакие не сверлят, — махнул рукой мужчина.
— Стоит отметить, что в настоящее время к обсуждению размещен проект указа по внесению изменений в Правила дорожного движения, согласно которому лица, передвигающиеся на СПМ, будут приравнены к водителям. При этом глава 20 ПДД, которая предусматривает требования по движению велосипедистов, будет дополнена словами «средства персональной мобильности». Это значит, что требования и правила передвижения по улично-дорожной сети для водителей средств персональной мобильности будут такими же, как и для велосипедистов, — отметила специалист.
С 12 по 27 сентября на Национальном правовом интернет-портале Беларуси проходит общественное обсуждение изменений в Правила дорожного движения. С текстом законопроекта может ознакомиться любой желающий, как и высказать свое отношение касательно предложенных изменений.
Один из принципиальных моментов: все транспортные средства, которые по своим техническим характеристикам будут передвигаться со скоростью более 25 км/ч, предложено отнести к механическим транспортным средствам, которые подлежат регистрации и прохождению остальных процедур для участия в дорожном движении.
Также одно из важных изменений, которое содержится в законопроекте, касается статуса тех, кто передвигается на средствах персональной мобильности. Пока они отнесены к пешеходам. В планах — определить их как водителей со всеми вытекающими последствиями.
— Применительно к рассматриваемой ситуации столкновение велосипедиста и человека на СПМ действительно не расценивается как ДТП. Соответственно, разрешение этой ситуации находится в компетенции органов милиции, а не ГАИ, — продолжает Татьяна Ревинская. — Поэтому если такая ситуация произошла, следует вызвать милицию: данное обстоятельство будет зафиксировано и впоследствии будет проведена соответствующая проверка. Если получены травмы, необходимо вызвать службу 103 либо сразу после произошедшего обратиться в поликлинику (травмопункт) и зафиксировать полученные телесные повреждения.
Что дальше? Юрист говорит, что по результатам проверки будет установлена вина одного из участников инцидента. Ответственность может быть как административная — за нарушение ПДД (ст. 18.20 КоАП, нарушение ПДД пешеходом и иными участниками дорожного движения либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)), так и уголовная (в частности, ст. 155 УК, причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения по неосторожности) — в зависимости от степени тяжести травм.
Удается ли чего-то добиться в таком порядке, когда речь не идет о ДТП? Удается. Можно вспомнить хотя бы резонансный случай на минской велодорожке, когда велосипедист сбил пешехода. Тот шел по велосипедной части, хотя рядом был тротуар. Состоялся суд, велосипедиста признали виновным в причинении тяжких телесных повреждений по неосторожности и на основании ст. 155 УК назначили шесть месяцев исправительных работ.
Специалист добавила, что в качестве обоснования заявленных требований о возмещении вреда в суде потерпевший может предоставить различные медицинские документы, подтверждающие наличие телесных повреждений и степень их тяжести; чеки или квитанции о приобретении лекарств; справки о стоимости поврежденного имущества и др.
— Также необходимо отметить, что в настоящее время органы внутренних дел располагают достаточными техническими возможностями для установления личности правонарушителей и привлечения их к ответственности. Помощь в этом, безусловно, может оказывать и сам потерпевший, — добавила юрист.
Перепечатано с — auto.onliner.by