Contents
«Оставляешь дырку, а они туда щемятся!» Какой должна быть оптимальная дистанция на МКАД?
Поводом для сегодняшнего разбора стало массовое ДТП, которое случилось утром 25 июня на 49-м километре внешнего кольца МКАД. Столкнулись пять автомобилей. Мы услышали версии двоих водителей, которые хоть и противоречат друг другу в некоторых нюансах, все же дают представление о случившемся. В левой полосе с достаточной дистанцией двигались машины. В это пространство перестроился другой автомобиль. Знакомо, правда? Потом резкое торможение и куча мала. Так какую же дистанцию держать, чтобы не нарваться на неприятности? Что делать с теми, кто любит всех опережать, перестраиваясь как ему нравится? И почему такое ДТП характерно именно для минской кольцевой? Об этом поговорим с Юрием Красновым, инструктором и преподавателем по вождению.
Пять участников. Две версии
Как сообщалось, 25 июня около 09:55 на 49-м километре внешнего кольца МКАД (в районе Цны) случилось ДТП с участием нескольких автомобилей. Никто не пострадал, но авария вызвала затор: средняя и крайняя левая полосы движения были фактически блокированы. В ГАИ Минска назвали предварительную причину: несоблюдение безопасной дистанции. И перечислили участников: Mazda, BMW, Mitsubishi, Geely и Ford.
Нам удалось поговорить с двумя водителями — автомобилей Mazda и Geely. По ссылкам можно прочесть то, что они рассказали, повторяться не будем, но укажем вот на что. Противореча друг другу в некоторых деталях происшествия, водители в целом были едины в описании механизма случившегося. В крайней левой полосе на достаточном расстоянии двигались друг за другом Ford, Mazda и BMW. Автомобиль Geely перемещался больше остальных. Находясь за этой троицей в левом ряду, он перестроился, затем еще раз перестроился и в конце концов оказался в пространстве между Ford и Mazda. Том пространстве, которое водитель Mazda считал безопасной дистанцией, полагая, что оно позволит ему среагировать на любые неожиданности, как того и требуют ПДД.
ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ:
Водитель обязан соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения в случае его экстренного торможения или остановки, и необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность дорожного движения с транспортными средствами или участниками дорожного движения, стоящими или движущимися по дороге, а также с техническими средствами организации дорожного движения и иными объектами (п. 85).
Вот как водитель Mazda описывает ситуацию.
— Вдруг я вижу в заднее зеркало, что BMW кто-то подпирает. Тот, кто его подпирал — водитель Geely, — резко уходит в средний ряд. В этой полосе справа от меня тоже кто-то ехал, и Geely на той же скорости выруливает в правый ряд, чтобы всех опередить. Опережает, из правого ряда смещается в средний. Я все это вижу. Таких водителей на МКАД я уже хорошо знаю за 10 лет за рулем — от них никогда не знаешь, чего ожидать. И вот этот Geely вклинивается в третий ряд между мной и Ford, — рассказывает наш читатель.
— Теперь к вопросу о ПДД. Я должен держать безопасную дистанцию, которая позволит мне реагировать на экстренную ситуацию. Ну у нас с Ford и была эта дистанция. А по факту получается, что я и поплатился за то, что у меня была безопасная дистанция до Ford. Потому что в это пространство влез Geely. Дистанция сократилась вполовину, а нарастить ее быстро я не мог (например, резко затормозить), ведь у меня сзади BMW.
А вот что нам рассказал водитель Geely:
— Я посмотрел: все едут медленно, потому что дорога строится, в третьем ряду много машин, я перестроился во второй. Потом смотрю, в первом свободно — я перестроился туда. Но не было такого, что я вот так вот летел. Я перестроился, вижу, нет никого, снова перестроился.
Так или иначе, но вопрос прозвучал, и вопрос резонный: какую дистанцию держать на МКАД, чтобы, с одной стороны, иметь возможность реагировать на меняющуюся дорожную обстановку, а с другой — чтобы в это пространство не вклинивались другие водители?
«Это из-за них по кольцевой невозможно нормально ехать»
Разбор мы начинаем там, где и возникает подавляющее число таких ситуаций — МКАД, левая полоса.
— Я тоже каждый день езжу по кольцевой и тоже каждый день вижу торопыг, которые, несмотря на то что в левой полосе много машин, все равно пытаются кого-нибудь опередить. И это они сбивают скорость, и это из-за них по кольцевой невозможно нормально ехать. Они опережают автомобили справа, а затем пытаются вклиниться в свободное пространство. Вот человеку хочется. В этом может не быть логики, он никуда быстрее не приедет, но вот такая у него манера, ему нужно опередить хотя бы пару машин, — отмечает Юрий Краснов.
За левую полосу на МКАД и так идет борьба: там на многих участках предельно разрешенная скорость выше, что для некоторых является достаточной мотивацией. Но, что интересно, с какой бы скоростью ни ехали автомобили в крайнем левом ряду (а едут они зачастую — будем откровенны — даже быстрее разрешенных 100 км/ч), всегда найдется тот, кому нужно ехать еще быстрее. Или даже не так. Найдется тот, кому обязательно нужно опередить, и для этого он будет ехать быстрее. А уж как опередит всех — поедет со скоростью потока и с чувством самоудовлетворения.
— Это попытка показать, дескать, вот смотри, я ехал у тебя сзади, теперь я тебя опередил и влез перед самым носом, но это ты сам виноват, потому что меня не пропустил. А какой смысл тебя пропускать, если справа машин еще больше, если они едут еще медленнее? Мне нужно ради кого-то перестроиться, сбросив скорость, потом неизвестно как вернуться назад. А ведь можем спокойно ехать с одной скоростью без ненужных перестроений, — ворчит инструктор.
— А до того, как в левой разрешили «100», тоже так было? Или это спровоцировало такие ситуации?
— Такие ситуации были всегда. Возможно, разница скоростей их усугубила, но это точно не единственная причина, — считает ведущий рубрики.
Мы едем и видим типичную минскую кольцевую: много машин, левая полоса, конечно, загружена. Водитель Audi сзади нагонял довольно настойчиво, но потом увидел, что у нас впереди много автомобилей, и успокоился, остался на хорошей дистанции, не создавая напряженности.
— А есть же такие, кто и видит, что машин много, но его это не волнует, ему кажется, что сто человек должны перед ним расступиться, чтобы он проехал такой красивый, — бурчит преподаватель. — Это проблема именно МКАД, потому что интенсивность движения высокая. На какой-нибудь трассе, хоть скорости те же, это не будет проблемой. Ну кроме тех периодов, когда трасса загружена, к примеру, когда все едут на дачу или возвращаются в город в воскресенье вечером.
Наверняка и вам встречались водители, которые довольно настойчиво просили их пропустить. Причем способы донести такую просьбу бывают разными.
— Некоторые висят на хвосте, тем самым показывая, что их нужно пропустить. Тогда людям вообще не до дистанции. Иногда моргают фарами, но это зачастую воспринимается в штыки, так как многие видят в этом не вежливую просьбу уступить, а наглое требование. Почему так? Да потому что они сами в аналогичной ситуации для себя это так формулируют: не пропустите, пожалуйста, а пошел вон отсюда! И люди обижаются на моргание дальним светом. Есть те, кто пытается моргать левым поворотником, но этот сигнал не всем понятен в контексте, — продолжает Краснов.
— Обязательно ли пропускать таких водителей?
— Дело добровольное. Но точно им не нужно сознательно мешать. В теории как: все должны ехать с одной скоростью и держать одинаковую безопасную дистанцию. Никто не будет мешать остальным, все будет хорошо и безопасно. Но это в теории, это не про МКАД, — констатирует собеседник. — В целом все, кто в подобной ситуации хочет опережать, осознанно идут на нарушение ПДД. За очень редким исключением. Потому что это очень часто связано с превышением скорости.
Девушка на BMW. Как по шаблону
В этот момент случилось именно то, ради чего мы выехали на МКАД. Сзади Краснова стала поджимать BMW.
— Вот сразу видно, что будет нас опережать. Там девушка за рулем, кстати. У нее стереотипное поведение: она так себя ведет, потому что ее так кто-то научил, кто-то ей подсказал. Вот она поджимает, уже по зеркалам поглядывает, начинает суетиться. Будет объезжать — это точно! И вот она же — хорошая добрая девочка, но здесь она ведет себя шаблонно. Я говорил об этом: у многих за рулем включается поведение первобытного человека. Он борется за территорию, он конкурирует, включается в борьбу на ровном месте, как будто кто-то ему угрожает или собирается украсть его кусок мяса. Странно за этим наблюдать, — пожимает плечами ведущий рубрики.
Ситуация для девушки сложная: никак не удается перестроиться в средний ряд, там то грузовики, то еще что-то. И мы ничего сделать не можем, трафик очень плотный.
— Она же видит, что передо мной машины. Возможно, статус автомобиля имеет для нее значение: она же на BMW, а перед ней Logan, — улыбается наш водитель. — Вот пошла вправо, хотя там грузовичок, ей самой неудобно. И ведь сразу понятно, что нет никакого смысла: машин много, она не сможет ехать быстрее, это все пустые метания, но она уже заряжена, она не может по-другому.
BMW опережает, с трудом прорывается на корпус вперед по средней полосе и вклинивается перед нами. Больше ничего не поменялось.
— И вот вопрос: зачем тебе ехать здесь, если ты точно так же ехала сзади, с той же скоростью? Ну, наверное, получила удовольствие, что меня объехала. Но дистанция небезопасная. Я скорость сбросил, а она висит на хвосте у следующей машины, — недоумевает инструктор.
Девушка опередила нас в районе филиала БГУ. Затем с таким же трудом совершила еще два опережения, прыгая из ряда в ряд. И съехала на Шабаны. За все это время, затратив столько энергии, она смогла оказаться впереди нас метров на 30. Это настолько незначительно, что едва ли можно говорить о хоть каком-то преимуществе во времени.
Какую дистанцию считать безопасной?
— Возвращаясь к первоначальной теме, но держа в уме недавнее представление BMW: какую дистанцию считать безопасной на МКАД?
— На мой взгляд, дистанцию лучше считать секундами. Едет машина впереди, проезжает, к примеру, знак. И мы считаем, когда сами его проедем. Раз, два, три — это нормально на сухом асфальте, пространства до впереди идущего автомобиля достаточно, — указывает Краснов. — Но в это пространство легко может кто-то вклиниться. Это психология некоторых водителей: как только ты делаешь безопасную дистанцию, другие считают, что появилось свободное место. Ты оставляешь дырку, чтобы дать себе возможность затормозить в случае чего, а они туда щемятся. В результате абсолютное большинство водителей вот так на глазок держат на кольцевой небезопасную дистанцию.
— А что делать, если кто-то вклинивается?
— Начинай сбрасывать скорость. Я знаю, что есть люди, которые боятся, что тогда в них сзади кто-то врежется. Но какая альтернатива? Самому врезаться в того, кто вклинился, и остаться виноватым? И все равно получить второй удар сзади? Снижай скорость, а если сзади кто-то не хочет тормозить — это его проблема, нужно адекватно реагировать на ситуацию. Достаточно просто педаль отпустить, и машина начнет терять скорость. В большинстве случаев этого хватит. А еще я заметил, что чем больше у водителя опыта, тем меньшую дистанцию он держит. Он считает, что успеет среагировать. Но большой стаж — это не показатель того, насколько хорошо работает твое внимание и как ты анализируешь окружающую обстановку.
— Те, кто так влезает между машинами, рискуют навлечь на себя агрессивную реакцию: могут ведь и не пустить…
— А вот этого не надо. Желание проучить точно так же приводит к проблемам, как желание быть быстрее остальных. Многие сами искусственно усугубляют ситуацию, а потом жалуются, дескать, я не виноват, это все он, это все кто-то. Мы должны отслеживать ситуацию, замечать водителей, которые прыгают по полосам. Остановить их мы не можем, контроля за такими людьми тоже нет. Они потому себя так и ведут, что контроля нет, они знают, что им за это ничего не будет. Мешать им тоже нельзя, иначе ситуация будет только усугубляться, этот конфликт легко может привести к ДТП. Поэтому когда такой человек появляется у нас сбоку, мы уже должны отпускать педаль газа, чтобы дать ему больше пространства и обезопасить самих себя в первую очередь. Не тормозить, когда уже некуда ехать, не ускоряться, чтобы его не пустить, а дать перестроиться, как бы неприятно это ни было. Если ты не можешь ничего сделать с такими водителями, думай про себя, обезопась себя, начинай сбрасывать скорость.
— Вы же работаете с людьми, с опытными и неопытными водителями. Можно ли посмотреть на человека и определить, что он склонен, к примеру, к рискованному поведению на дороге?
— Полагаю, объективно такого не скажешь, потому что это может зависеть от разных факторов. Даже от настроения человека, которое складывается из разных событий в конкретный момент. Вот утром у него что-то случилось, он опаздывает, как это со всеми бывает, и начинает в спешке вытворять что-то несуразное за рулем.
— А можно ли работать над самоконтролем, как-то находить свой дзен, чтобы азарт не захлестывал?
— Конечно! И можно, и нужно. Я ведь и сам когда-то вел себя точно так же, как эти торопыги с кольцевой. По-хорошему, начинать нужно еще в автошколах, нужно объяснять курсантам, что происходит, почему так происходит и как им себя вести. Плюс самовоспитание. И можно добиться заметных успехов.
Мы завершаем контрольный круг по МКАД. Кольцевая ничем не удивила и оказалась именно такой, как и всегда: довольно дерганой, нервной и загруженной дорогой, единственной такой на всю страну. Опередившая нас BMW была далеко не единственной, кто ехал в такой манере, просто описывать каждый случай не имеет никакого смысла: они все как под копирку.
— Что скажете о таких водителях? Спокойствия они не добавляют.
— Это то поведение, которое мешает всем нормально ездить. Выезжаешь на эту кольцевую, особенно утром или вечером, и постоянно какая-то лотерея: доедешь или не доедешь. Потому что обязательно кто-то где-то ляпнется, он же торопился, и теперь все стоят. Пусть бы даже все равномерно ехали со скоростью 80 км/ч — поток все равно бы двигался быстрее, чем в ситуации с постоянными перемещениями и оттормаживаниями, которые они провоцируют, — говорит ведущий рубрики.
— Как-то можно с ними бороться?
— Как я и говорил — без самодеятельности. Есть ГАИ, она вправе принимать соответствующие меры. Ну а задача общества — сообщать о небезопасном поведении на дороге. Я уже давно говорил о том, что на МКАД необходим контроль (например, патрули). И нужно обозначить в ПДД, что такие частые перестроения без необходимости — это опасно. И что за такое последует наказание. Тогда можно будет требовать вести себя иначе. А сейчас многие даже не видят проблемы: ездят как хотят, и ничего им за это не бывает.
— Ну а как самому не попасть в неприятную ситуацию?
— Следить за дорогой, мониторить обстановку. Замечать таких водителей еще тогда, когда они догоняют и только собираются перестроиться в наш ряд. Обычно это несложно, их видно. Сделать с ними ничего не получится, поэтому просто дай перестроиться. Есть возможность — сам уйди в другую полосу, где поспокойнее. И нужно контролировать то, что происходит впереди, чтобы быть готовым к ситуации, когда нужно тормозить. Тогда все будет нормально, — подытоживает Юрий Краснов.
У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: [email protected] или t.me/vitpetrovich.
Перепечатано с — auto.onliner.by