Начался суд по делу об аварии с 13 погибшими в маршрутке под Смолевичами - Онлайн Тест ПДД

Начался суд по делу об аварии с 13 погибшими в маршрутке под Смолевичами Начался суд по делу об аварии с 13 погибшими в маршрутке под Смолевичами

Авария, произошедшая на 9-м км автодороги Р69 (Смолевичи — Шацк), стала самой страшной в истории современной Беларуси. 13 погибших, в их числе двое детей, среди выживших многие получили тяжелые травмы. Это последствия лобового столкновения переполненной маршрутки и самосвала, груженного песком. Обвинения предъявлены водителю грузовика. Сегодня суд начинает рассмотрение этого резонансного уголовного дела.

Авария под Смолевичами

20 февраля, 14:54 на часах. Одна минута до столкновения. Водитель автомобиля МАЗ движется со стороны карьера «Верасы» к трассе Р53 (Слобода — Новосады). В кузове более 20 т песка — это больше допустимой массы. Более того, у машины была неисправность, и, как выяснит Следственный комитет, водитель об этом знал заранее. Лист правой рессоры передней подвески разрушился, конструкция была ослаблена. Проще говоря, кузов грузовика в любой момент могло перекосить, что привело бы к потере траектории. Эксплуатировать машину было нельзя, в то же время лишь в этот день он выполнял четвертый рейс.

Впрочем, разрешения на допуск к участию в дорожном движении МАЗ не имел и так: два года не проходил техосмотр, на линию его выпустили в неисправном виде без проверки технического состояния. СК установит, что это обычная история для того автопарка, на балансе которого был этот самосвал.

14:45, 9-й км автодороги Р69. Узкое дорожное полотно с ямами, и будто холмики, за гребнями которых не всегда увидишь встречный транспорт. Самосвалы ходят один за одним — песчаный карьер рядом.

Со стороны Смолевичей едет маршрутка — Citroen Jumper. Едет из Смолевичей в Минск, но не напрямик, а через небольшие населенные пункты в округе. В салоне кроме водителя находились 19 пассажиров, это притом, что мест для сиденья там было всего 15. То есть кто-то ехал стоя, маршрутка была переполнена. Сиденья не соответствовали категории и классу транспортного средства, ремней безопасности не имели. Среди пассажиров маршрутного такси были дети: школьный автобус сломался, вот и пришлось им добираться на общественном транспорте.

Грузовик и маршрутка едут навстречу друг другу, разрешенную скорость никто не превышает. Но груженый самосвал идет почти на пределе: 65—70 км/ч. Поврежденная правая рессора разрушается, водитель теряет управление и выезжает на полосу встречного движения, где лоб в лоб сталкивается с микроавтобусом, в котором находятся 20 человек. Такова версия следствия.

Водителю грузового автомобиля предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 317 Уголовного кодекса — «Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц».

Также в отношении одного из руководителей автопарка ОАО «Минскоблавтотранс» возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 428 Уголовного кодекса — «Неисполнение должностным лицом своих служебных обязанностей, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия».

Первый заместитель председателя Следственного комитета Олег Шандарович рассказал в интервью БЕЛТА, что потерпевшими по уголовному делу признаны 34 человека. ОАО «Миноблавтотранс» и обвиняемому заявлены иски о возмещении морального вреда на сумму более 2,3 млн рублей.

Сегодня начинается рассмотрение этого уголовного дела. Onlíner будет вести прямой репортаж из зала суда.

Водитель: «Руль вращался легко, а грузовик не слушался»

Водителя зовут Владимир. Женат, двое взрослых детей. Он работник автомобильного парка №20 ОАО «Миноблавтотранс». С 23 февраля находится под домашним арестом.

Государственный обвинитель зачитывает обвинение: водитель, выявив неисправность самосвала, не отказался от работы на нем и выехал на маршрут, нарушив требования ПДД и ряда нормативных актов. Управляя технически неисправным самосвалом, груженным к тому же сверх нормы, он не учел состояние транспортного средства, что привело к разрушению рессоры, потере управления и выезду автомобиля МАЗ на полосу встречного движения, где произошло столкновение во встречном направлении с микроавтобусом.

Водитель признал свою вину в полном объеме.

— Самое важное, что я хочу сказать… — с большим трудом произнес водитель и надолго замолчал.

Он не смог закончить фразу и начал рассказывать о событиях того жуткого дня. Утром, как обычно, пришел на работу, получил путевой лист, пошел с ним к механику-контролеру. В путевой лист поставили штамп, подпись — машину допустили к движению. При этом грузовик, как и другие самосвалы, находился на стоянке в Смолевичах, водителей везли туда на автобусе.

Он выполнил три рейса, пообедал, поехал в четвертый рейс. Самосвал загрузили песком, машина въехала на весы для взвешивания. После этого водителю выдали выписку, где была указана масса груза. В 14:50 МАЗ выехал с территории карьера. До столкновения оставалось примерно 5 минут.

— Проехав, некоторое расстояние, поднимаясь в подъем, я увидел встречный МАЗ. Принял правее, чтобы облегчить разъезд, и в этот момент произошел будто выстрел — металлический такой звук. Я, чтобы снизить скорость, плавно нажал на тормоз. После чего меня резко повело влево. Я пытался отвернуть вправо, но руль вращался легко, а грузовик не слушался. Меня понесло дальше, на встречную полосу, где произошло столкновение с маршрутным микроавтобусом. После этого грузовик выкинуло в кювет. Сознания я не терял, выбрался через лобовое стекло — его уже не было. Дверь заклинило, — рассказал мужчина.

Маршрутка стояла чуть правее, на обочине. Она была сильно разбита.

— Я увидел, что много пострадавших и погибших. Стал сразу набирать в скорую помощь, сообщил о происшествии. Затем позвонил в МЧС — тоже дозвонился. Потом стал помогать выносить пострадавших из микроавтобуса, — добавил обвиняемый.

«У меня выбора не было. Здесь или поехал, или пошел»

С его слов, масса груза превышала допустимую на 50 кг.

— Но это сыпучие грузы, — развел руками водитель. — Я не придал этому значения. Нам обычно сыпучие грузы… он [песок] грузится ковшом и не на весах, а в карьере. Нам выдают допуск на движение.

Грузовиками мужчина управляет с 1981 года — более 40 лет. Непрерывный стаж до момента ДТП — 20 лет.

Его спросили о причине, по которой грузовик не проходил техосмотр.

— Вначале нужно было платить налог на транспортное средство. Не было денег.

— У кого? — уточнил гособвинитель.

— У предприятия. Ну и нужно было готовить его, подкрашивать. Имелась трещина на лобовом стекле под щетками — нужна была замена.

— Ставили ли вы вопрос перед руководством о препятствии для выхода машины в рейс?

— Говорил, конечно, — ответил водитель. — Руководителю, инженеру, начальнику эксплуатации.

— Какая реакция была с их стороны? — уточнил государственный обвинитель, записывая фамилии.

— Реакция была такая: пока есть работа — нужно работать. А появятся средства — будет техосмотр.

— Вы добровольно выходили в рейс? — продолжил гособвинитель.

— Это моя работа.

— А зачем вы садились за руль? — задал свой вопрос судья.

— У меня выбора не было. Здесь или поехал, или пошел.

— То есть, если бы вы отказались ехать, вас бы уволили?

— Ну типа да.

К слову, Владимир не единственный водитель, который выходил в рейсы на этом самосвале.

Концы разрушенной рессоры, по словам водителя, были зажаты, поэтому он не придал этой неисправности особого значения.

— Там четыре листа. Был сломан по центровому отверстию второй снизу. Больше трещин не было. Я обращал на это внимание в январе 2023 года, — рассказал он.

Об этой неисправности он говорил другому водителю, но руководству не докладывал.

— Я не придал этому особого значения, — пояснил обвиняемый.

Каждый день водитель выполнял по четыре-пять рейсов. Зарплата зависит от выполнения плана. Если автомобиль неисправен, водитель занимается ремонтом и обслуживанием. Но зарплата больше в период выездов, то есть пока машина стоит — водитель зарабатывает меньше. При этом обвиняемый утверждает, что такая ситуация не повлияла на его решение отправляться в рейсы, несмотря на обнаруженную неисправность.

Обочина лучше, чем асфальт?

В месте, где произошла авария, дорога узкая, а по самому краю проезжей части выбоины. Дорога была почти сухой, обочина грунтовая, на ней было что-то типа наледи. Чтобы разъехаться со встречным грузовиком, Владимир стал съезжать правее, до самой обочины.

— Возможно, по одному колесу двух спарок я съехал на обочину. Там ровнее. По самому краю асфальта там выбоины.

— То есть обочина лучше, чем асфальт? — уточнил судья.

— Да.

В этот момент, как предполагается, у самосвала лопнула рессора. Правая, по версии следствия, но водитель говорит о левой, так как грузовик после резкого звука и попытки торможения резко повело именно влево, на встречную. Мужчина не смог с уверенностью ответить, лопнула ли, по его мнению, правая рессора или одновременно две — правая и левая.

Самосвал в этот момент находился практически на гребне подъема. Владимир видел самосвал, с которым пытался разъехаться, два грузовика, по его словам, ударились боковыми зеркалами. Но до последнего момента водитель не видел маршрутку, которая двигалась следом.

— По вашему мнению, в чем причина выезда грузового автомобиля на встречную полосу, — задал прямой вопрос судья.

— По моему мнению, сломалась левая рессора, — ответил обвиняемый.

Потерпевшие

Одна из потерпевших — девушка — рассказал суду, что не помнит момента аварии.

— Мы сели в маршрутку с молодым человеком, я заснула. И я не помню, как все случилось.

Она рассказала, что не получала никаких материальных выплат ни от обвиняемого, ни от юридических лиц. Единственные выплаты — благотворительность, добровольные пожертвования, которые собирались после аварии.

Ее иск о возмещении вреда — 50 тысяч рублей.

— Я считаю, что это правильно, — сказала девушка, рассказав о полученных в результате ДТП травмах.

Месяц после аварии она находилась в коме. Из больницы девушку выписали только 4 мая.

Другой потерпевший — молодой человек — до сих пор пользуется костылями. В момент ДТП он также спал в маршрутке. Он помнит, что после аварии очнулся, позвонил маме, сказал, что все в порядке (парень считает, что находился в тот момент в шоковом состоянии). После этого он потерял сознание и пришел в себя уже в больнице.

Любопытный факт: молодой человек сообщил в суде, что даже не обращал внимания на то, были ли в маршрутке ремни безопасности.

Он также подал заявление на крупную сумму в качестве компенсации причиненного вреда.

— Я неоднократно обращался к психотерапевтам, лежал на реабилитации, делал МРТ. Лечение я не закончил, врачи пока толком не могут сказать, почему у меня нога не сгибается, — объяснил он.

В суде продолжается опрос потерпевших.

Одна из женщин, ехавших в маршрутке, села в тот микроавтобус в Смолевичах и до Слободы ехала стоя. В Слободе кто-то вышел, и она заняла освободившееся место, но были и те, кто остался стоять.

— Мы отъехали от Слободы. Водитель ехал как обычно. Дорога не скажу что тряская. Я помню, что было сильное столкновение. Очнулась я уже на асфальте. Меня отвезли в больницу в Смолевичи, — рассказала она.

Сумма заявленного ею иска о возмещении вреда также исчисляется десятками тысяч рублей.

Потерпевшие говорят о благотворительных выплатах, которые они получили, но не могут обстоятельно пояснить, кто эти деньги собирал, кто выплачивал.

(дополняется)

Перепечатано с — auto.onliner.by

Post navigation

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *