Contents
«На ровном месте себе же создали проблемы». Разбор массовой аварии на проспекте Независимости «На ровном месте себе же создали проблемы». Разбор массовой аварии на проспекте Независимости
Мы привыкли воспринимать пересечение проспекта Независимости и МКАД как проблемный участок: плотный поток, большие скорости, и слишком близко развязка с двумя улицами в Уручье. Но сложные условия не обязательно приводят к ДТП. А вот ошибки водителей даже на куда более простом отрезке часто заканчиваются плохо. Сегодня вместе с Юрием Красновым, преподавателем и инструктором по вождению, разбираем как раз такую ситуацию.
ДТП на проспекте Независимости
Авария в районе пересечения проспекта Независимости и МКАД произошла 5 мая. По информации ГАИ Минска, 21-летний водитель автомобиля Mazda двигался по проспекту Независимости со стороны улицы Калиновского. При перестроении он не убедился в безопасности своего маневра и совершил столкновение с автомобилем Lada. В больницу доставили 26-летнюю пассажирку Lada.
Впрочем, на видео, опубликованном телеграм-каналом «Инцидент Минска», видно, что это не единственные машины, столкнувшиеся на этом участке проспекта Независимости. Причем началось все с перестроения грузового автомобиля из полосы, уводящей на внешнее кольцо МКАД.
Грузовик. Почему он не перестроился раньше?
— Вот с грузовика и начнем, — предложил Юрий Краснов. — Он двигался в полосе, которая уводила с проспекта. Очевидно, ему нужно было перестроиться, чтобы двигаться по прямой. По видео нельзя утверждать, был ли включен указатель поворота. Если нет — человек своими руками создал для всех проблему, так как никто не мог догадаться, что он задумал. Если указатель все же работал, то мы имеем дело с другой распространенной на наших дорогах проблемой: ему могли не дать перестроиться раньше.
Представьте себя на месте водителя грузовика. У него машина и так медленно разгоняется, а если еще и с грузом, то тем более.
— Впрочем, даже не это важно. В такой же ситуации часто оказываются не самые опытные водители, которые боятся быстро перестраиваться, когда видят сзади поток, который не собирается тормозить. А помогать у нас никто не хочет: все едут, перестраиваются, газуют — никто просто не даст шанса успеть. Возможно, этот грузовик долго ехал в своей полосе с включенным поворотником, ждал возможности, но ему никто не помог. И когда полоса стала заканчиваться, он просто махнул рукой, дескать, раз вы не даете мне перестроиться, я перестроюсь как получится, — допустил ведущий рубрики.
Логично предположить, что если грузовик не оказался в крайнем правом ряду случайно, то он выехал на проспект с внутреннего кольца МКАД. Если так, то до места, где он все-таки перестроился, перед самым съездом на внешнее кольцо, он проехал около 350 метров — большое расстояние для того, чтобы просто сменить полосу.
— Другое предположение: водитель не сориентировался или, к примеру, на что-то отвлекся. Мы же не знаем, какой у него опыт именно за рулем грузовика. Не знаем, местный он или приехал откуда-то. Может, он дорогу в навигаторе искал и только в последний момент решил остаться на проспекте? Кто-то скажет, мол, нужно было ехать на съезд, искать место для разворота, но сколько бы он времени потратил, чтобы найти обратный выезд? В результате водитель перестроился в последний момент, и это повлекло все последующие события, — отметил преподаватель.
К слову, в том месте, где случилась авария, мы видели много грузовиков, выезжающих на проспект с внутреннего кольца МКАД. Всем удавалось без особых проблем перестроиться влево и не затягивать с этим до самого съезда на внешнее кольцо.
Стал смещаться, но испугался
На этом длинном участке правее смещаются те, кому нужно съезжать либо на МКАД, либо дальше на улицу Руссиянова.
— На записи мы видели автомобиль, который стал перестраиваться вправо. Но — важный момент — он не успел уехать из полосы. Водитель, вероятно, увидел грузовик и испугался, стал возвращаться обратно. А там уже другой автомобилист, который поторопился нажать на газ, так как был уверен, что полоса впереди освобождается. Хотел проскочить, проще говоря, — описал ситуацию Краснов.
А что, если бы первая легковушка все же успела перестроиться?
— Если бы случилось ДТП с грузовиком, водитель легкового автомобиля наверняка был бы виноват, потому что при одновременном перестроении уступают тому, кто справа, — быстро ответил инструктор.
Правила дорожного движения (п. 59):
При перестроении, выезде на трамвайные пути, съезде с них водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно, без изменения их направления движения.
При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.
В любом случае водитель стал возвращаться в тот ряд, из которого едва не уехал.
— Он же еще и резко замедлился, а то и остановился. Зачем? Ехал бы дальше, и ничего бы не случилось. Впереди было пространство для разгона, можно было ехать дальше, проезжать грузовик и уже там перестраиваться куда нужно. Возможно, водитель не самый опытный, возможно, испугался ситуации. В результате он повел себя не лучшим образом и попал в ДТП, — считает преподаватель.
— Что было бы лучшим решением в его ситуации?
— Если уж оказались в такой ситуации, то не надо сразу возвращаться назад. И именно из-за торопыг, которые пытаются прощемиться, как только кто-то начал перестраиваться. Останьтесь в том положении, в котором находитесь, оцените обстановку и потом принимайте решение. Места хватит: вы объедете грузовик, торопыга слева объедет вас. В большинстве случаев при таком раскладе ничего плохого не случится, а вот с теми, кто скорее ломится назад, происходят аварии.
Поторопился, а калитка захлопнулась
— Ну и о тех, кто пытается опережать, когда другой автомобиль еще не уехал из полосы… Не нужно этого делать. Прямой запрет вытекает из определения полосы движения в Правилах дорожного движения: единовременно там может располагаться только один автомобиль по ширине, — обращает внимание Краснов.
Правила дорожного движения (п. 2.50):
полоса движения — любая из продольных полос проезжей части дороги, обозначенная или не обозначенная горизонтальной дорожной разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения транспортных средств (за исключением одноколейных) в один ряд.
— Если автомобиль еще не уехал из полосы, пусть даже одним колесом, то он еще там двигается, и бок о бок с ним ехать нельзя. Понятно, что ситуация была в динамике: водитель увидел, что машина впереди начала уходить в другой ряд, он подумал, что движение так и продолжится, полоса освободится, и он проскочит. А машина вдруг вернулась обратно, и что-либо предпринимать было поздно, — посетовал ведущий рубрики.
Другая типичная проблема — дистанция.
— У нас дистанцию не соблюдают: нажми резко на тормоз на проспекте Независимости — точно кто-то прилетит сзади. Водители просто не думают об этом, не учитывают опасность. А случиться может что угодно, любая неожиданность, — говорит инструктор.
Правила дорожного движения (п. 85):
водитель обязан соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения в случае его экстренного торможения или остановки, и необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность дорожного движения с транспортными средствами или участниками дорожного движения, стоящими или движущимися по дороге, а также с техническими средствами организации дорожного движения и иными объектами.
Накосячили все?
— Каждый из участников этой дорожной ситуации мог действовать лучше. Один, по сути, спровоцировал ситуацию, другой шарахнулся в сторону да еще и зачем-то ударил по тормозам. Водитель, ехавший следом, зачем-то начал опережение до того, как полоса освободится, и, разумеется, всем не хватило дистанции, — перечисляет преподаватель.
— О чем это говорит? О том, что водители не умеют наблюдать за обстановкой, ориентироваться, не видят, что происходит вокруг, не учитывают, что кому-то на дороге может понадобиться помощь, а думают только о том, как поскорее проехать самим. В результате лезут туда, куда лезть не нужно, и сами же загоняют себя в ловушку.
Примечательно, что Краснов не считает конкретно этот участок проспекта Независимости проблемным.
— Чуть дальше — да, там трудности, но здесь хорошее место: пространства много, можно спокойно перестроиться, спокойно разъехаться. Я часто тут проезжаю — никогда не замечал каких-либо неудобств, — пожимает плечами ведущий рубрики. — Просто встретились водители и на ровном месте себе же создали проблемы, в месте, где обычно не возникает опасных ситуаций. Еще одно подтверждение того, что все хотят только ехать, а как только происходит что-то нестандартное — теряются. Так это не работает: опасности подстерегают нас на каждом шагу — нужно быть готовым.
У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: [email protected] или t.me/vitpetrovich.
Перепечатано с — auto.onliner.by